Министерство высшего и профессионального образования Российской Федерации

Вологодский государственный педагогический университет

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Специальность 031200 –

 Педагогика и методика начального образования

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вологда

«Русь»

2003


Печатается по решению учебно-методического совета

Вологодского государственного педагогического университета

от «___» _____ 2003 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: старший преподаватель О.В. Шихова

Рецензент: канд. пед. наук, доцент Г.Ю. Козлова

Отв. за выпуск: декан факультета педагогики и методики начального образования В.А. Праг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© ВГПУ, издательство «Русь», 2003 г.

 

 

Методика обучения русскому языку и литературе

Государственный образовательный стандарт

высшего профессионального образования 2000 г.

по специальности 031200

«Педагогика и методика начального обучения»

 

Методика обучения русскому языку.

Теоретические основы методики обучения русскому языку: предмет методики, ее задачи, принципы, методы.

Фундаментальная и прикладная части методики.

Основные вехи методики русского языка в России (18 – 20 вв.). Методика обучения грамоте. Механизмы чтения и письма. Навык первоначального чтения и письма. Методы обучения грамоте; звуковой аналитико-синтетический метод. Современные буквари и азбуки (сравнительный анализ). Основы каллиграфии. Уроки обучения грамоте.

 

Методика изучения языковой теории: фонетики, словообразования, грамматики.

Методы изучения языковой теории. Усвоение языковых понятий, правил. Методика изучения отдельных разделов курса: понятие о частях речи, основы синтаксиса и др. Взаимосвязь языкового образования и речевого развития. Современные методы развивающего обучения, развития познавательных интересов и активности учащихся.

 

Методика правописания, формирование орфографического навыка.

Система упражнений. Диктанты. Уроки русского языка.

Методика развития речи учащихся, его уровни: произносительный, лексический, грамматический, уровень текста.

Культура речи учащихся. Речевые умения – письменная и устная речь. Методы развития речи. Сочинения, изложения. Основы риторики. Детское творчество. Речевые ошибки, их исправление. Уроки развития речи. Формы и методы внеурочной работы по русскому языку.

 

Методика чтения и литературы.

Современные программы литературного чтения. Правильность, беглость, сознательность, выразительность чтения. Анализ художественного текста. Работа с научно-познавательным текстом. Уроки чтения и литературы.

 

Методика внеклассного чтения.

Возрастные особенности восприятия литературы. Читательские интересы школьников. Читательская самостоятельность. Уроки внеклассного чтения.

 

 


Пояснительная записка.

Методика преподавания русского языка – одна из профилирующих дисциплин предметного блока, готовящая студентов к профессиональной деятельности учителя начальных классов.

Методика обучения русскому языку – это наука, предмет которой – процесс обучения языку, его практическому использованию. Перед ней ставятся задачи научить студентов обоснованно определять цели, содержание и способы обучения русскому языку с учетом специфики языка как средства общения, психолого-педагогических закономерностей процесса обучения, социальных потребностей общества.

Методика русского языка поможет студентам понять закономерности формирования у учащихся умений и навыков в области языка, усвоения систем научных понятий по грамматике и по другим разделам науки о языке.

В рабочую программу курса входят следующие разделы: методика обучения грамоте, методика литературного чтения, методика грамматики и орфографии, методика развития речи.

Важнейшими основами методики являются науки лингвистического цикла: фонетика и фонология, лексикология и фразеология, словообразование и этимология, грамматика – морфология и синтаксис, стилистика, орфоэпия, графика и орфография.

Неразрывны связи методики русского языка с психологией и педагогикой.

Методика литературного чтения опирается на теорию литературы.

Цель курса: дать студентами теоретические  и практические знания в области преподавания русского языка как предмета школьного обучения.

Задачи курса: сформировать у студентов базовые понятия, совершенствовать профессионально-методические умения; научить самостоятельной работе с научной и учебно-методической литературой, готовить к творческой профессиональной деятельности (изучению передового опыта, новых образовательных технологий).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Требования к знаниям и умениям студентов по курсу

Владеть:

-         нормами русского литературного языка;

-         знанием существующих программ и учебников по русскому языку и литературному чтению для начальной школы;

-         видением связей методики обучения русскому языку с другими дисциплинами;

-         базовыми понятиями данного курса;

-         знанием требований к умениям и навыкам учащихся начальной школы.

Уметь:

-         ориентироваться в актуальных проблемах методики преподавания русского языка;

-         ставить цели и задачи для учащихся в процессе обучения русскому языку и литературному чтению;

-         планировать и конструировать свою педагогическую деятельность;

-         прогнозировать и анализировать результаты своей работы и работы учащихся;

-          использовать весь комплекс учебно-методических средств.

 

Основные разделы методики.

 

Методика обучения грамоте, то есть элементарному чтению и письму.

Методика чтения. Задача предмета «Литературное чтение» в начальных классах состоит в первую очередь в вооружении детей навыком достаточно беглого, правильного, сознательного и выразительного чтения, а также в приобщении их к художественной литературе как искусству слова.

Методика грамматики и орфографии. Она включает обучение письму и каллиграфии, формирование элементарных грамматических понятий и орфографических умений и навыков.

Методика развития речи учащихся. Младшие школьники впервые осознают язык, речь как предмет изучения – анализа и синтеза; овладевают речью, которая вызывается не ситуацией, а волевым актом: они поставлены в условия, когда речь нужно обдумывать, планировать, говорить не только о том, о чем очень хочется сказать, что интересно; овладевают письменной речью, которая отличается от устной и своей графической формой, и лексикой, и синтаксисом, и морфологическими формами.

Методика развития речи должна обеспечить дальнейшее обогащение словаря детей, развитие их синтаксиса и связной речи – устной и письменной.

Неразрывны связи методики русского языка с психологией, в частности психологией возрастной и педагогической.

Методика чтения опирается также на теорию литературы.

Следующей составной частью основ методики обучения русскому языку является педагогика.

 


Выписка из учебного плана по специальности 031200

 Педагогика и методика начального образования

Таблица 1.

Вид учебной работы

Всего часов

Ауд.

Лекц.

Сем./

Практ.

Сам./

раб.

Методика преп. русского языка

570

52

20

22

518

 

Зачет – 6 сем.

Экзамен – 7 сем.

 

Учебно-тематический план

Таблица 2.

№№

Разделы дисциплины

Количество часов

Лекции

Сем./Пр. з.

С./раб.

I.

Теория и методика обучения русскому языку как наука. Наука о языке – основа его методики

4

6

32

II.

Методика обучения грамоте

 

 

 

1.

Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными умениями чтения и письма

2

2

34

2.

Ступени обучения чтению и письму

 

2

36

III.

Методика чтения и литературы

 

 

 

1.

Современная система обучения чтению и литературе

2

 

36

2.

Методика работы над навыком чтения

2

2

30

3.

Научные основы анализа художественного произведения

 

 

40

4.

Особенности работы над произведениями разных жанров

 

 

40

5.

Уроки литературного чтения

 

 

40

IV.

Методика изучения языковой теории

 

 

 

1.

Методика изучения основ фонетики и графики

4

2

30

2.

Методика лексики и семантики, морфемики и словообразования

2

 

30

3.

Методика изучения грамматики и частей речи

8

2

30

4.

Место и роль синтаксиса в грамматическом курсе

2

 

30

V.

Методика правописания (орфографии и пунктуации). Формирование орфографических действий и навыков правописания

2

2

30

VI.

Методика развития речи учащихся. Психолого-лингвистические основы развития речи учащихся

2

2

50

VII.

Внеурочная работа по русскому языку

 

2

30

Всего:

30

22

518

 

 

Программа

Раздел I. Теория и методика обучения русскому языку как наука.

Тема. 1.1. Теоретические основы методики обучения русскому языку. Психолого-дидактические аспекты методики русского языка. Русский язык как учебный предмет в школе. История методики русского языка как науки. Современные программы по русскому языку и литературному чтению для начальной школы.

Раздел II. Методика обучения грамоте.

Тема 2.1. Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными умениями чтения и письма.

История методов обучения грамоте. Задачи, стоящие перед обучением грамоте. Учебно-методический комплект по обучению грамоте. Методы обучения грамоте, их классификация. Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте.

Тема 2.2. Ступени обучения чтению и письму. Выбор методики. Добукварный период. Звукослоговые схемы, схемы буквенные, звуковые. Работа со слогом, слогоделение. Знакомство с ударением. Изучение звуков. Знакомство с буквами. Механизм чтения, его составляющие. Чтение и разбор букварных текстов. Обучение письму. Уроки обучения грамоте.

Раздел III. Методика чтения и литературы.

Тема 3.1. Современная система обучения чтению и литературе.

Истории методики чтения. Пропедевтический этап литературного образования. Учебный материал для чтения и литературоведческой пропедевтики в начальных классах.

Формирование ребенка – читателя. Творческая деятельность детей в системе литературного образования младших школьников.

Тема 3.2. Методика работы над навыком чтения. Качество навыка чтения. Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца. Работа над правильностью, беглостью, сознательностью, выразительностью чтения.

Тема 3.3. Научные основы анализа художественного произведения. Литературоведческие основы анализа художественного произведения. Психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками. Методические закономерности работы с художественным текстом в начальных классах. Первичное восприятие текста. Анализ художественного произведения на уроке чтения. Творческие работы учащихся по следам прочитанного произведения.

Тема 3.4. Особенности работы над произведениями разных жанров.

Методика работы над эпическими, лирическими, драматическими произведениями в начальных классах.

Тема 3.5. Работа с детской книгой. Воспитательная роль книги. Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников. Этапы обучения работе с детской книгой. Технология уроков внеклассного чтения.

Тема 3.6. Уроки литературного чтения. Требование к урокам чтения. Задачи современного урока чтения. Типология уроков чтения. Подготовка учителя  к уроку чтения.

Раздел IV. Методика изучения языковой теории.

Тема 4.1. Методика изучения основ фонетики и графики.

Трудности фонетики и графики. Произносительные единицы речи. Умения учащихся. Процесс обучения. Методы. Приемы.

Тема 4.2. Методика лексики и семантики, морфемики и словообразования.

Языковые понятия, умения учащихся. Методические приемы. Трудности. Обобщения. Обратная связь.

Тема 4.3. Методика изучения грамматики. Части речи.

Морфология. Части речи. Имя существительное. Лексическое и грамматическое значение. Род, число, склонение имен существительных. Лексическое и грамматическое значение имен прилагательных. Род, число, склонение имен прилагательных. Словообразование имен существительных и прилагательных. Лексическое и грамматическое значение глаголов. Время, неопределенная форма глагола. Словообразование глаголов. Знакомство с местоимениями, числительными, наречиями.

Тема 4.4. Место и роль синтаксиса в грамматическом курсе.

Предложения, их виды. Члены предложения. Словосочетания. Однородные члены предложения. Сложные предложения. Прямая и косвенная речь.

Раздел V. Методика правописания (орфографии и пунктуации).

Тема 5.1. Формирование орфографических действий и навыков правописания.

Принципы русской орфографии. Орфограмма. Орфографическая зоркость. Правила правописания. Мотивация орфографической работы. Ступени формирования умений по орфографии. Методы и приемы обучения правописанию. Виды диктантов. Изучение ошибок учащихся.

Раздел VI. Методика развития речи учащихся.

Тема 6.1. Психолого-лингвистические основы развития речи учащихся.

Речь и ее виды. Факторы речевого развития человека. Культура речи. Методы развития речи. Уровни работы по развитию речи. Пересказы и изложения, их значения, цели и виды. Методика изложение отдельных видов. Отдельные виды сочинений. Литературное творчество школьников. Речевые ошибки учащихся.

Раздел VII. Внеурочная работа по русскому языку.

Тема 7.1. Задачи и формы внеурочной работы. Языковые игры. Кружок русского языка. Виды внеклассных занятий.

 


Основная литература

1.       Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М., 1985.

2.       Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М., 1988.

3.       Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М., 1990.

4.       Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М., 1987.

5.       Методика грамматики и орфографии в начальных классах /Под ред. Н.С. Рождественского. – М., 1975.

6.       Методика преподавания русского языка: Руководство к самостоятельной работе над курсом /Под ред. М.С. Соловейчик. – М., 1988.

7.       Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Академия, 2000. – 472 с.

8.       Методика развития речи на уроках русского языка /Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1980.

9.       Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика начального обучения» /Под ред. М.С. Соловейчик. – М., 1993.

10.   Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М., 1991.

 

Дополнительная литература

1.     Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. – М., 1978.

2.     Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах /Под ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичевой. – М., 1977.

3.     Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах /Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М., 1977.

4.     Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. – М., 1984.

5.     Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. – М., 1986.

6.     Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? – М., 1986.

7.     Амонашвили Ш.А. Единство цели. – М., 1987.

8.     Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М., 1988.

9.     Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М., 1966.

10. Бондаренко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. – М., 1977.

11. Бондаренко А.А., Каленчук М.Л. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников. – М., 1990.

12. Васенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 1983.

13. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.

14. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М., 1987.

15. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М., 1991.

16. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. – М., 1988.

17. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1958.

18. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М., 1982.

19. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению – М., 1991.

20. Занков Л.В. Беседы с учителями (вопросы обучения в начальных классах). – М, 1975.

21. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. – М., 1973.

22. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. – М., 1982.

23. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: Теория и практика обучения. – М., 1991.

24. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969.

25. Лернер И.Я. Учебный предмет, тема, урок. – М., 1988.

26. Лосева Л.М. Как строится текст. – М., 1980.

27. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. – М., 1981.

28. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. – М., 1988.

29. Обучение и развитие /Под ред. Л.В. Занкова. – М.,1975.

30. Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 1980.

31. Омороков М.Н. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя. – М.: Аркти, 1997. – 160 с.

32. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку / Сост. В.И. Капинос, Т.А. Костяева. – М., 1986.

33. Потапова Е.Н. Радость познания. – М.. 1990.

34. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка. – М., 1984.

35. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку / Сост. А.Н. Матвеева. – М., 1982.

36. Речь. Речь. Речь. /Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1990.

37. Рождественский Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. – М., 1960.

38. Романовская З.Н. Чтение и развитие младших школьников: Приобщение детей к художественной литературе как к искусству. – М., 1982.

39. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников:

40. Совершенствование методов обучения русскому языку / Сост. А.Ю. Купалова. – М., 1981.

41. Совершенствование обучения младших школьников. – М., 1984.

42. Система обучения сочинениям. /Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1973.

43. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. – М., 1984.

44. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. – М., 1981.

45. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. -  М., 1982.

46. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. – М., 1976.

 

Учебно-методические издания

1.       Агаркова Н.Г. Русская графика. Учебная тетрадь по письму (к «Букварю»). – М.: Вита-Пресс, 2001.

2.       Безруких М.М. и др. Грамота. Рабочая тетрадь. – Ч. 1, 2, 3. – М.: Вентана-Граф, 2001.

3.       Безруких М.М. и др. Письмо. Рабочая тетрадь. – Ч. 1, 2, 3. – М.: Вентана-Граф, 2001.

4.       Бетенькова Н.М., Горецкий В.Г., Фонин Д.С. Азбука. – М.: Специальная литература, 2001.

5.       Бетенькова Н.М., Горецкий В.Г., Фонин Д.С. Прописи. Мои первые тетрадки. – Ч. 1, 2, 3, 4. – М.: Специальная литература, 2001.

6.       Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. В одном счастливом детстве. – М.: Баласс, 2001.

7.       Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. В океане света. – М.: Баласс, 2001.

8.       Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. – М.: Баласс, 2001.

9.       Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Литературное чтение. Капельки солнца. – М.: Балас, 2001.

10.   Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Моя любимая азбука. – М.: Баласс, 2001.

11.    Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Первые уроки. – М.: Баласс, 2001.

12.   Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебники для 2, 3, 4 классов. – М.: Баласс, 2001.

13.   Горецкий В.Г. и др. Русская азбука. 1 класс. – М.: Просвещение, 2001.

14.   Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи № 1, 2, 3. 1 класс. – М.: Просвещение, 2001.

15.   Джежелей О.В. Чтение и литература. Учебники для 1, 2, 3, 4 классов. – М.: Дрофа, 2001.

16.   Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Учебники для 2, 3, 4 классов. – М.: Вентана-Граф, 2001.

17.   Журова Л.Е., Евдокимова А.О. и др. Чтение и письмо. – М.: Вентана-Граф, 2001.

18.   Журова Л.Е., Рудницкая В.К. и др. Грамота. – М.: Вентана-Граф, 2001.

19.   Иванов С.В., Кузнецова М.Н. и др. русский язык. Учебники для 2, 3, 4 классов. – М.: Вентана-Граф, 2001.

20.   Кубасова О.В. Литературное чтение. Любимые страницы. Учебники: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс. – М.: Ассоциация XXI век, 2001.

21.   Кудина Г.Н. и др. Литературное чтение. Учебники для 2, 3, 4 классов. – М.: Оникс XXI век, 2001.

22.   Кузнецова М.И. Пишем грамотно. Рабочая тетрадь по орфографии для 2, 3, 4 классов. – М.: Вентана-Граф, 2001.

23.   Кузнецова М.И. Я учусь читать и писать. Рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Граф, 2001.

24.   Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука. – М.: Корпорация Федоров, 2001.

25.   Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Тетрадь к «Азбуке». – М.: Корпорация Федоров, 2001.

26.   Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. – М.: Баласс, 2003. – 288 с.

27.   Полякова А.В. Русский язык Учебник для 2, 3, 4 классов. – М., Просвещение, 2001.

28.   Программно-методические материалы. Русский язык. Начальная школа /Сост. Л.А. Вохмянина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 320 с.

29.   Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа /Сост. Т.В. Игнатьева. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 288 с.

30.   Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4) в двух частях. – М.: Просвещение, 2001.

31.   Пронина О.В. Мои волшебные пальчики. Прописи № 1, 2, 3, 4, 5. – М.: Баласс, 2001.

32.   Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебники для 1, 2, 3, 4 классов. – М.: Дрофа, 2001.

33.   Репкин В.В. Букваренок. – М.: Вита-Пресс, 2001.

34.   Репкин В.В. и др. Букварь. – М.: Вита-Пресс, 2001.

35.   Репкин В.В. Русский язык. Учебники для 2, 3, 4 классов. – М.: Вита-Пресс, 2001.

36.   Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык. К тайнам нашего языка. Учебники: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс. – М.: Ассоциация XXI век, 2001.

 

 

 

Базовые понятия по курсу

 


Азбука (букварь)

Активизация словаря

Активность речевая

Анализ звуко-буквенный

Анализ урока русского языка

Анализ художественного произведения

Антиграмматическое направление

Артикулирование звуков

Беглость чтения

Буквенные методы обучения грамоте

Буквослагательный метод

Внеклассная работа по русскому языку

Восприятие художественного произведения

Выборочное чтение

Выборочный диктант

Гигиена письма

Грамматический разбор

Грамматическое направление

Графика

Графические ошибки

Детская речь

Деформированный текст (его восстановление)

Дидактический материал

Диктанты, их виды

Дикция (работа над нею)

Домашние задания по русскому языку

Жанры литературные (работа над ними)

Задачи методики русского языка

Закономерности усвоения языка

Занимательные материалы по русскому языку

Звуко-буквенный разбор

Звуковой аналитико-синтетический метод

Звуковые методы обучения грамоте

Звуко-слоговый метод обучения грамоте

Задания по русскому языку

Зрительный фактор в орфографии

Игра в обучении русскому языку

Изложения, их виды

Интерес учащихся к русскому языку

Исправление ошибок учащихся

Исследования по методике русского языка

История методики русского языка

Каллиграфия, или чистописание

Классификация методов обучения грамоте

Классификация сочинений учащихся

Конструктивные упражнения по развитию речи

Контрольный диктант

Критерии оценки знаний, умений

Культура речи учащихся

Литературное творчество детей

Метод целых слов

Методологические основы методики русского языка

Методы исследования в методике русского языка

Механизмы письма

Механизмы чтения

Модели и схемы в обучении русскому языку

Мотивация в обучении русскому языку

Навык чтения

Наглядность в обучении русскому языку

Обогащение словаря учащихся

Обучение грамоте

Орфографический навык

Орфографическое правило

Основной период обучения грамоте

Пересказы (их виды)

Подготовительный период обучения грамоте

Правильность чтения

Предмет методики русского языка

Предупреждение ошибок

Принципы обучения русскому языку

Проверка знаний, умений по русскому языку

Программы по русскому языку

Прописи

Работа над ошибками

Разбор по составу слова

Развивающее обучение русскому языку

Развитие речи учащихся

Речевая деятельность, речь

Речевая (языковая) среда

Речевое развитие ребенка

Речевые ошибки учащихся

Самодиктант (письмо по памяти)

Самопроверка, редактирование

Самостоятельное детское чтение

Свободный диктант

Синтез звуко-буквенный

Система сочинений

Система уроков русского языка

Сказки (их чтение, работа с ними)

Словарная работа

Словесное рисование

Слоговые методы обучения грамоте

Слуховой метод обучения грамоте

Составление предложений

Творческие работы учащихся

Техника чтения

Типы уроков русского языка

Упражнения по русскому языку

Фонематический слух, его развитие

Формирование понятий

Цели обучения русскому языку

Читательская самостоятельность

Чтение литературное

Чтение-рассматривание

Этапы работы над художественным произведением


 


Содержание лекционных занятий.

 

Раздел I. Теория и методика обучения русскому языку как наука.

Тема 1.1. Методика преподавания русского языка как наука.

Содержание:

Предмет и задачи методики преподавания русского языка.

Место методики русского языка среди других наук. Связь с педагогикой, психологией, с лингвистикой, литературоведением.

Задачи курса методики русского языка. Разделы курса.

Основные понятия и термины:

Методика преподавания русского языка, прикладная наука. Воспитание, обучение, развитие учащихся. Предмет изучения методики русского языка, содержание обучения, методы и приемы обучения, принципы обучения. Литературоведение, стилистика, риторика, логика, лингвистика.

Задания для самостоятельной подготовки:

1.  Дайте определение предмета, целей и задач методики обучения русскому языку как науки. Укажите специфику методики применительно к начальному образованию.

2.  Охарактеризуйте учебный предмет «Русский язык» в начальной школе.

3.  Ознакомьтесь со «Словарем-справочником по методике русского языка». Выберите примеры тех понятий, которые:

1)  связывают методику с дидактикой (дидактико-методические) – не менее 10 понятий;

2)  относятся к области преподавания предмета, к его теории и практике – не менее 10 понятий;

3)  10 таких понятий, которые связаны с процессом обучения непосредственно, с деятельностью учителя и учащихся, так называемой технологией обучения.

Литература (основная):

 № 2, 4, 6, 7, 9.

Тема 1.2. Анализ действующих программ по русскому языку в начальных классах. Знакомство с нормативными документами.

Содержание:

Характеристика школьного предмета «Русский язык». Его связь с наукой о языке. Взаимосвязь языкового образования и речевого развития. Цели и задачи школьного курса русского языка.

Характеристика основных нормативных документов.

Анализ программ по русскому языку и литературному чтению.

Самостоятельность учителя при выборе программы.

Основные понятия и термины:

Русский язык – многозначное понятие. Язык. Речь. Лингвистка. Обучение. Развитие. Нормативные документы, учебно-программная документация. Методические рекомендации. Языковое образование и речевое развитие.

Задания для самостоятельной подготовки:

1. Познакомьтесь с различными нормативными документами для начальной школы: программами, учебными планами, нормативными документами, методическими рекомендациями. Сделайте сравнительный анализ действующих программ.

Литература (учебно-методические издания):

№ 26, 28, 29, 30.

 

Тема 1.3. Урок русского языка – основная форма организации обучения русскому языку в начальной школе.

Содержание:

Понятие о формах организации обучения.

Место урока в целостном педагогическом процессе.

Классификация типов уроков.

Структура урока.

Требования к урокам.

Подготовка и проведение урока.

Основные понятия и термины:

Формы организации обучения, урок, классификация типов урока, структура урока.

Задания для самостоятельной подготовки:

1.  Подготовьте ответы на вопросы:

1). Какие условия должны быть приняты во внимание при отборе методических приемов на каждый этап урока?

2). В чем состоят проблемы современного урока?

3). От чего зависит структура урока?

4). Какие основные учебные задачи должны быть решены на уроке в современной школе?

2.  Составьте конспекты уроков различных типов по обучению грамоте, литературному чтению и русскому языку.

Литература (основная):

№ 4, 6, 7, 9.

Литература (дополнительная):

№ 1, 2, 12, 25.

 

Раздел II. Методика обучения грамоте.

Тема 2.1. Лингвистические и психолого-педагогические основы современной методики обучения грамоте.

Содержание:

Грамота. Значение обучения грамоте.

Учебные пособия для обучения грамоте.

Лингвистические и психолого-педагогические основы методики обучения грамоте.

Механизация чтения, письма.

Психологическая характеристика чтения опытного и начинающего чтеца.

Сопоставительно-критический анализ методов обучения грамоте.

Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте.

Основные виды учебных занятей в период обучения грамоте.

Пути повышения познавательной активности учащихся в период обучения грамоте.

Развитие речи учащихся в период обучения грамоте.

Основные понятия и термины:

Грамота. Фонетика. Орфография. Лексика. Графика. Орфография. Механизм чтения. Механизм письма. Метод обучения грамоте. Позиционный принцип чтения.

Задания для самостоятельной подготовки:

1.     Укажите лингвистические основы обучения грамоте в разных методических системах.

2.       Объясните механизм чтения ребенка на разных этапах овладения чтением.

3.       Определите роль слога в методике обучения грамоте.

4.       В чем суть позиционного принципа чтения?

5.       Каковы механизмы и методы обучения письму?

6.       Составьте схему (порядок) анализа букваря. По этой схеме проанализируйте основные современные буквари. Какой из ныне действующих букварей вы предпочитаете? Почему?

Литература (основная):

№ 4, 6, 7, 9.

Литература (дополнительная):

№ 5, 6, 20, 33, 43,46.

Учебно-методические издания.

№ 2, 4, 10, 13, 18, 24, 26, 30, 33, 34.

 

Раздел III. Методика чтения и литературы.

Тема 3.1. Сущность процесса чтения. Качества полноценного навыка чтения. Пути его формирования и совершенствования.

Содержание:

Сущность процесса чтения.

Особенности процесса чтения у младших школьников.

Навык чтения. Этапы его формирования.

Требования программы к навыку чтения младших школьников.

Нарушения чтения у младших школьников.

Основные понятия, термины.

Процесс чтения. Звук. Фонема. Поле чтения. Антиципация. Навык чтения. Компоненты навыка чтения. Цели и мотивы чтения. Паталогии чтения.

Задания для самостоятельной подготовки:

1.         Подготовьте ответы на вопросы:

1). Как в современной методической науке определяется навык чтения и его компоненты?

2). Какие три этапа выделяются в процессе формирования навыка чтения?

3). Какие условия работы над выразительным чтением должны быть соблюдены, чтобы ученики достигли результата в этой деятельности?

2.       С опорой на учебный материал раскройте возможное содержание работы над правильностью чтения.

3.       Разработайте фрагмент урока по любому поэтическому тексту по формированию выразительности чтения.

Литература (основная):

№ 2, 4, 6, 7, 9.

Литература (дополнительная):

№ 11, 17, 19, 31, 46.

 

Тема 3.2. Обучение оптимальной скорости чтения.

Содержание:

Цель обучения чтению в начальной школе.

Оптимальная скорость чтения.

Определение скорости чтения.

Трудности в развитии скорости чтения.

Составляющие компоненты навыка чтения.

Приемы и упражнения, необходимые для совершенствования навыка чтения.

Основные термины и понятия:

Чтение, начитанность, скорость чтения, объем текста, коэффициент понимания механизм чтения, навык чтения, осознанность, способ чтения, правильность, выразительность чтения, анализаторы зрительный, слуховой, психологические процессы: память, мышление, внимание, восприятие, понимание, речевой аппарат, артикуляция, скороговорка, чистоговорка, антиципация, фиксационное поле.

Задания для самостоятельной подготовки:

1.   С опорой на учебный материал раскройте возможное содержание работы над беглостью чтения на уроках.

2.       Какие требования предъявляют программы к чтению учащихся начальных классов.

3.       Когда скорочтение вредно, а когда полезно?

Литература (основная):

№ 2, 4, 6, 7. 9.

Литература (дополнительная):

№ 19, 31, 32, 38, 40, 41, 45.

 

Тема 3.3. Методика обучения литературному чтению.

Содержание:

Литературоведческие и психологические основы методики чтения в начальных классах.

Значение и задачи уроков литературного чтения.

Круг детского чтения.

Принципы отбора содержания и расположения материала в книгах для чтения.

Процесс работы над художественным произведением.

Анализ содержания произведения с учетом его художественных особенностей.

Литературное образование и речевое развитие школьников.

Основные понятия и термины:

Литературоведение. Принципы построения программ. Круг детского чтения. Литературное чтение. Анализ художественного произведения. Тема. Проблематика. Идея. Художественная форма. Композиция. Стилистический, проблемный, структурный анализы. Анализ художественных образов. Виды пересказа. Литературное образование и речевое развитие.

Задания для самостоятельной подготовки:

1.         Ответьте на вопросы:

1)       Что предполагает сознательное прочтение художественного произведения?

2)       В чем состоят психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками?

3)       Какие литературоведческие основы определяют методику работы над художественным произведением в начальных классах?

4)       В чем состоит отличие художественного произведения от научно-познавательного и публицистического?

5)       Какие пути работы над крупнообъемным произведением предлагает современная методика?

2.      Проведите литературоведческий анализ художественных произведений из учебного материала любой хрестоматии для начальных классов (по выбору):

-            рассказа,

-            сказки,

-            басни,

-            лирического стихотворения,

-            художественного описания.

3.       Определите круг литературоведческих понятий, которые могут стать средством анализа выбранного произведения.

4.       Продумайте методику работы над лексикой и другими признаками выбранных произведений

5.       Определите задания для творческой работы учащихся в связи с чтением каждого выбранного произведения.

6.       Проанализируйте видо-жанровое разнообразие текстов, включенных в учебники по литературному чтению. Проследите, как меняется от класса к классу учебный  материал с точки зрения объемов текстов, их принадлежности к разным жанрам.

7.       Сопоставьте учебники по литературному чтению:

1)     Какие разделы включены в книги для чтения?

2)     Какие темы отражены в книгах?

3)     Произведения каких жанров предлагается читать детям?

4)     Дайте методическую оценку отбору учебного материала и его  структурированию.

Литература (основная):

№ 2, 4, 6, 7. 9.

Литература (дополнительная):

№ 16, 38.

 

Раздел IV. Методика изучения языковой теории.

Тема 4.1. Методика изучения фонетики и графики в начальной школе.

Содержание:

Цель и задачи изучения основ фонетики и графики в начальной школе.

Последовательность введения фонетических знаний.

Первоначальное знакомство с графикой.

Слоговой принцип графики.

Звуко-буквенный анализ слова.

Методика знакомства со звуком.

Методика знакомства с гласными и согласными звуками.

Методика знакомства со слогом и ударением.

Схемы и модели при звуковом анализе.

Основные термины и понятия:

Фонетика. Графика. Звуки речи. Фонематический слух. Фонематический принцип орфографии. Слоговой принцип графики.

Метод последовательного интонирования, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие, слог, ударение, перенос слов, схемы и модели.

Фонетический анализ слова. Фонетико-графический анализ слова. Фонетико-орфографический анализ слов.

Задания для самостоятельной подготовки:

1.     Постройте логические определения 5 – 6 языковых понятий в таком варианте, который был бы доступен младшим школьникам (примеры для выбора: «звонкий согласный звук», «буква»).

2.     Составьте сообщение на тему «Использование фонематического слуха при изучении русского языка».

Литература (основная):

№ 2, 4, 6, 7, 9.

Литература (дополнительная):

№ 10, 43.

 

Тема 4.2. Место и роль грамматики в системе начального обучения русскому языку. Взаимосвязь грамматики, правописания и развития речи.

Содержание:

Понятие о грамматике.

История методики изучения грамматики.

Значение грамматики.

Курс школьной грамматики.

Методические основы формирования грамматических понятий.

Основные понятия и термины:

Грамматика. Морфология. Синтаксис. Нормы языка. Грамматические понятия. Грамматический принцип орфографии. Грамматический разбор.

Задания для самостоятельной подготовки:

1.         Напишите реферат по книге С.Ф. Жуйкова «Психология усвоения грамматики в начальных классах».

2.         Прогнозируйте и диагностируйте возможные трудности, которые возникнут у учащихся при изучении крупных тем курса:

1)     имени существительного,

2)     имени прилагательного,

3)     глагола,

4)     членов предложения.

3.      Составьте фрагмент урока грамматики – этап ознакомления с новой темой (тема – по вашему выбору).

4.      Спроектируйте урок на выбранную тему; покажите на этом уроке методику:

1)     игры, мотивация, возбуждение познавательного интереса;

2)     исследовательской работы самих учащихся при изучении новой темы;

3)     самостоятельной работы при обобщении материала;

4)     самоконтроля на этапе закрепления;

5)     самооценки.

Литература (основная):

№ 2, 4, 5, 6, 7, 9.

Литература (дополнительная):

№ 1, 2, 12, 23, 29, 32, 35, 40.

 

Тема 4.3. Методика изучения частей речи в начальной школе.

Содержание:

Задачи изучения частей речи в начальной школе.

Этапы знакомства с частями речи.

Последовательность работы с частями речи.

Развитие речи при знакомстве с частями речи.

Основные понятия и термины:

Лексико-грамматическое понятие «часть речи». Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Местоимение. Одушевленные и неодушевленные существительные. Собственные и нарицательные существительные. Род имен существительных Категория числа. Типы склонения имен существительных. Категория падежа. Категория времени. Спряжение глаголов. Алгоритм определения спряжения.

Задания для самостоятельной подготовки:

1.         Постройте логические определения 5 – 6 языковых понятий в таком варианте, который был доступен младшим школьникам.

2.         Постройте таблицу падежных окончаний имен прилагательных для единственного и множественного числа; покажите различия мягкого и твердого вариантов склонения, а также варианты окончаний. Объясните, как соотносятся прилагательные с именами существительными в процессе склонения: в чем согласуются, как пишутся или произносятся, как проверяется правописание окончаний. Все должно быть выполнено на уровне, доступном младшим школьникам.

3.         Спроектируйте цикл уроков в рамках разделов «Глагол», IV класс, по теме «I и II спряжение глаголов».

4.         Спроектируйте и представьте в виде макетов наглядные пособия к любым темам курса грамматики.

Литература (основная):

№ 2, 4, 5, 6, 7, 9.

Литература (дополнительная):

№ 12, 20, 27, 28, 29.

 

Тема 4.4. Методика изучения морфемного состава слов.

Содержание:

Общие понятия и значение изучения морфемного состава слов в начальной школе.

Функции морфем и способы их анализа.

Типичные ошибки детей в разборе слова по составу и их причины.

Морфемный и словообразовательный разборы. Методические приемы работы по теме.

Развитие речи детей при изучении темы «Состав слова».

Основные термины и понятия:

Словообразование. Морфемика. Деривация. Словообразовательный ряд. Морфема. Корень. Основа. Приставка. Суффикс. Окончание. Морфемный анализ. Словообразовательный анализ.

Задания для самостоятельной подготовки:

1.         Постройте логические определения 5 – 6 языковых понятий в таком варианте, который был бы доступен младшим школьникам.

2.         Раскройте сущность системы изучения в IIIV классах морфемного состава слова.

3.   Как вы впервые познакомите учащихся с существенными признаками однокоренных слов? Какие условия способствуют формированию данного понятия? Как они реализованы в учебниках?

4.         Составьте конспект урока, целью которого является формирование понятия «окончание».

5.   Как помочь учащимся усвоить роль суффикса в нашей речи? Составьте 5 – 6 упражнений по данной теме.

Литература (основная):

№ 2, 4, 5, 6, 7, 9.

Литература (дополнительная):

№ 20, 21.

 

Тема 4.5. Формирование синтаксического строя речи у младших школьников.

Содержание:

Теоретические вопросы темы.

Синтаксические понятия, изучаемые в начальной школе.

Знания, умения и навыки детей по теме.

Значение изучения синтаксиса в начальной школе.

Методика работы над словосочетанием и предложением.

Методика работы с текстом.

Развитие связной речи детей.

Основные термины и понятия:

Синтаксис. Словарь. Грамматика. Синтаксические единицы. Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. Описание. Рассуждение. Повествование. Цель высказывания. Предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные и невосклицательные. Члены предложения. Однородные члены предложения. Интонация. Коммуникативная функция. Главные и второстепенные члены предложения. Абзац. Лингвистика. Микротема. Структура текста. Изложение. Сочинение.

Задания для самостоятельной подготовки:

1.     Какое значение для младших школьников имеет усвоение синтаксических знаний.

2.     Какие основные направления работы над предложением в IIV классах?

3.     Охарактеризуйте последовательность изучения предложения в начальных классах. В чем выражается углубление знаний от этапа к этапу?

4.     Как познакомить учащихся с особенностями главных и второстепенных членов, с подлежащим и сказуемым? Составьте фрагмент урока, на котором изучается данный материал. Какие наглядные пособия вы используете?

5.     С какими трудностями встречаются младшие школьники при усвоении связи слов в предложении? Какие ошибки допускают при разборе предложений. Подготовьте проверочную работу для выяснения этого.

Литература (основная):

№ 2, 4, 5, 6, 7, 9.

Литература (дополнительная):

№ 14, 18, 22, 26, 36, 44.

 

Раздел V. Методика правописания (орфографии и пунктуации).

Тема 5.1.  Методика формирования орфографического навыка.

Содержание:

Общее понятие об орфографии.

Значение изучения орфографии.

Разделы орфографии.

Становление нормированного письма.

Принципы орфографии.

Правила орфографии.

Понятие орфограммы. Виды орфограмм.

Формирование орфографической зоркости.

Основные понятия и термины:

Орфография. Орфографическая норма. Разделы орфографии. Пиктография. Идеографическое письмо. Фонетическое письмо. Орфографический принцип. Традиционный принцип. Морфологический принцип. Звук. Фонема. Буква. Правила орфографии. Орфограмма. Виды орфограмм. Орфографическая зоркость.

Задания для самостоятельной подготовки:

1.         Сопоставьте принципы русской орфографии. Опираясь на принципы, попытайтесь обосновать трудности, с которыми встречаются школьники, изучающие правописание в начальной школе.

2.         Объясните, что в системе правописания определяется правилами графики и что – правилами орфографии.

3.         Составьте перечень типов орфограмм, которые учащиеся IV класса могут проверить (укажите программу и учебники).

4.         Подберите текст контрольного диктанта для IV класса в конце года. В тексте диктанта подчеркните и прокомментируйте все орфограммы.

5.         Составьте классификацию ошибок, допущенных учащимися того класса, где вы проходите практику. Определите их частотность. Объясните причины ошибок.

6.         Сконструируйте и представьте в виде макетов три наглядных пособия по обучению орфографии в начальных классах.

Литература (основная):

№ 2, 4, 5, 6, 7, 9.

Литература (дополнительная):

№ 9, 15, 32, 37.

 

Раздел VI. Методика развития речи учащихся

Тема 6.1. Уроки развития речи.

Содержание:

Речевые умения – письменная и устная речь.

Методы развития речи.

Обучение написанию сочинений.

Обучение написанию изложений.

Речевые ошибки. Их исправление.

Основные понятия и термины:

Речь, развитие речи, письменная и устная речь, сочинения, их виды, изложения, их виды, речевые ошибки, их классификация.

Задания для самостоятельной подготовки:

1.         Составьте краткий терминологический словарик по учебному речеведению.

2.         Изучите книгу «Речь. Речь. Речь…» под ред. Т.А. Ладыженской. Письменно укажите признаки системы в этой книге. Отметьте не менее пяти лучших, с вашей точки зрения заданий.

3.         Составьте календарный план сочинений на учебный год.

Литература (основная):

№ 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9.

Литература (дополнительная):

№ 11, 13, 17, 18. 23, 24, 26, 30, 34, 36, 42, 43, 45.

 


Содержание семинарских и практических занятий

 

Семинар № 1. Обучение письму – важнейшая составная часть обучения грамоте.

Цель: организовать процесс усвоения студентами знаний о системе обучения письму.

Вопросы для обсуждения:

1.       Задачи обучения письму.

2.       Из истории обучения чистописанию.

3.       Графический навык. Этапы его формирования.

4.       Приемы обучения письму.

5.       Качества письма и их формирование.

6.       Взаимосвязь каллиграфии и грамотности письма.

7.       Недостатки формирующихся почерков и их исправление.

8.       Структура и содержание урока письма.

Основные термины и понятия:

Навык письма, гигиена письма. Прописи, чистописание, каллиграфия, письменный шрифт, метод обучения, прием обучения, методы: линейный, копировальный, генетический, тактический, Карстера, графический навык.

Литература (основная):

№ 2, 4, 6, 7, 9.

Литература (дополнительная):

№ 33.

Учебно-методические издания:

№ 1, 2, 3, 5, 14, 17, 23, 25, 30, 31.

 

Семинар № 2. Анализ букварей.

Цель: развивать профессиональные умения студентов при анализе учебных пособий для учащихся.

Вопросы для обсуждения:

1.  Учебник – сценарий процесса обучения.

2.  Функции учебника.

3.  Иллюстративный материал.

4.  Сопоставительный анализ букварей.

Основные термины и понятия:

Учебник, букварь, схемы-модели, метод обучения грамоте.

Задания для самостоятельной подготовки:

1.       Составьте схему анализа букваря. По этой схеме проанализируйте основные современные буквари.

Литература (основная):

№ 2, 4, 6, 7, 9.

Литература (дополнительная):

№ 3, 46.

Учебно-методические издания:

№ 2, 4, 10, 13, 18, 24, 26, 30, 33, 34.

 

Семинар № 3. Развитие речи детей на уроках чтения.

Цель: рассмотреть особенности и пути развития речи на уроках литературного чтения.

Вопросы для обсуждения:

1.       Необходимость и место работы по развитию речи на уроках чтения.

2.       Виды заданий, направленных на развитие речи. Методика их осуществления.

3.       Творческие работы учащихся в связи с чтением художественных произведений.

4.       Методика обучения творческим работам.

5.       Литературное развитие младших школьников.

Основные термины и понятия:

Развитие речи, структура текста, описание, повествование, рассуждение, план, словесное рисование, пересказ, виды пересказов, литературное развитие.

Задания для самостоятельной подготовки:

1.  Составьте список основных понятий и терминов по развитию речи учащихся; попытайтесь дать определение каждого понятия.

2.  Проанализируйте с точки зрения словарного состава текст из учебника чтения, спланируйте словарную работу по рассказу или стихотворению.

3.  Назовите основные умения, которые вырабатываются у учащихся в процессе развития связной речи.

4.  Какова цель выборочного пересказа? Краткого пересказа? Определите степень умственной активности, возможности творческого развития детей в ходе подготовки вариантов пересказа.

5.  Разработайте фрагменты уроков, посвященных устному сжатому и выборочному пересказам повествовательного текста.

Литература (основная):

№ 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9.

Литература (дополнительная):

№ 23, 26, 30, 34, 38.

 

Семинар № 4. Проверка знаний, умений и навыков по русскому языку.

Цель: развивать педагогические умения студентов в процессе оценивания знаний учащихся.

Вопросы для обсуждения:

1.     Значение проверки знаний, умений и навыков.

2.     Виды проверки.

3.     Нормы оценок.

4.     Нетрадиционные виды проверки.

5.     Тестирование. Требования к нему.

Основные термины и понятия:

Проверка знаний, умений и навыков, виды и формы проверки, тесты, качества тестов, альтернативы.

Задания для самостоятельной подготовки:

1.       Как организовать контроль и оценивание?

2.       Что должны фиксировать оценка и отметка?

3.       Что такое текущий и итоговый контроль?

4.       Отметочное и безотметочное обучение. Проблемы в их использовании.

Литература (основная):

№ 2, 4, 6.

Литература (дополнительная):

№ 1, 4, 32, 41.

 

Семинар № 5. Оформление школьной документации учителями начальных классов.

Цель: научить студентов оформлять документацию в соответствии с современными требованиями.

Вопросы для обсуждения:

1.       Требования к оформлению тематического планирования.

2.       Требования к оформлению журналов.

3.       Требования к оформлению тетрадей.

Основные термины и понятия:

Тематическое планирование, журнал классный, тетрадь.

Литература (основная):

№ 2, 4, 6, 7, 9.

 

 

 

Семинар № 6. Внеклассная работа по русскому языку и литературе.

Цель: рассмотреть возможности внеклассной работы для развития способностей учащихся.

Вопросы для обсуждения:

1.       Значение внеклассной работы.

2.       Задачи внеклассной работы.

3.       Формы организации внеклассной работы.

Задания для самостоятельной подготовки:

1.       Составить конспект внеклассных занятий по русскому языку и литературному чтению.

Литература (основная):

№ 2, 4, 6, 7, 9.

 

Практическое занятие № 1. Грамматический разбор в начальных классах.

Цель: составить памятки для разборов по различным образовательным программам.

Вопросы для обсуждения:

1.       Что такое грамматический разбор.

2.       Значение грамматического разбора.

3.       Виды разборов.

4.       Составление схем-памяток для разборов.

Основные термины и понятия:

Грамматический разбор, морфологический, синтаксический, полный, частичный виды разборов, схема разбора, памятка.

Задания для самостоятельной подготовки:

1.       Познакомиться с различными программами и учебниками по русскому языку для начальной школы.

2.       Составить перечень понятий и терминов, которые должны усвоить школьники.

3.       Представить различные виды памяток, необходимых детям для проведения грамматических разборов.

Литература (основная):

№ 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Литература (дополнительная):

№ 27, 28, 40, 41.

Учебно-методические издания:

№ 12, 26, 27, 28, 30, 32, 35, 36.

 

Практическое занятие № 2. Формирование орфографического навыка..

Цель: составить систему упражнений по формированию орфографической зоркости у младших школьников.

Вопросы для обсуждения:

1.     Понятие об орфографической зоркости.

2.     Формирование орфографической зоркости.

3.     Система упражнений по формированию орфографического навыка.

Основные термины и понятия:

Правила орфографии, орфографическая зоркость, система упражнений.

Литература (основная):

№ 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Литература (дополнительная):

№ 9, 15, 37.

Учебно-методические издания:

№ 12, 26, 27, 28, 30, 32, 35, 36.

 


Темы, выносимые на самостоятельное изучение

 

Раздел III. Методика чтения и литературы.

Тема 3.5. Работа с детской книгой.

План для самостоятельного изучения:

1.  Понятие о самостоятельном детском чтении, его воспитательных и познавательных задачах.

2.  Младший школьник как читатель, его интересы, возрастные особенности и возможности.

3.  Этапы формирования читателей в начальной школе.

4.  Краткая характеристика учебного материала.

5.  Типы основных структур занятий и уроков, формирующих у младших школьников читательскую самостоятельность.

Задания для самостоятельной подготовки:

1.       Пользуясь программой и пособиями для учителя охарактеризуйте тип учебных материалов, круг чтения, приемы самостоятельной читательской деятельности, виды библиотечно-библиографической помощи и основные понятия, которые усваиваются детьми за курс обучения (по этапам).

2.       Подготовьте краткое сообщение об истории становления методики внеклассного чтения.

3.       Составьте картотеку статей, опубликованных в журнале «Начальная школа» в помощь руководству детским чтением.

Литература (основная):

№ 2, 4, 6, 7, 9, 10.

Литература (дополнительная):

№ 3, 16, 38, 39.

 

Раздел VI. Методика развития речи учащихся.

Тема 6.1. Культура речи учащихся

План для самостоятельного изучения:

1.  Причины появления произносительных ошибок в речи учащихся.

2.  Содержание орфографической работы в начальных классах.

3.  Работа над дикцией.

4.  Работа над ударением.

5.  Правильность речи.

6.  Секреты стилистики.

Задания для самостоятельной подготовки:

1.  Составьте модель требований к речи учащихся начальных классов по культуре речи.

2.  Какие вопросы речевого этикета необходимо включить в программу по русскому языку?

3.  Как вы приучаете детей к соблюдению норм речевого поведения на уроке? Какими приемами пользуетесь?

Литература (основная):

№ 1, 4, 6, 7, 8, 9.

Литература (дополнительная):

№ 11, 13, 22, 24, 30, 32, 34, 36, 43, 45.

 

Задания тестового характера к зачету

Вариант 1.

Закрытые задания.

1.       Какая пара слов имеет одинаковый состав?

1)     поход – запах

2)     походка – избушка

3)     старик – морковь

2.     В какую группу включены существительные всех трех склонений?

1)     друзья, голубь, кровать

2)     синица, тюлень, кровать

3)     тюлень, голубь, синица

3.     Определите правильную последовательность разбора имени существительного:

1)     род, склонение, число, падеж

2)     склонение, род, число, падеж

3)     склонение, род, падеж, число

4.     Какой фактор не относится к понятию «техника чтения»?

1)     осознанность

2)     способ чтения

3)     правильность

4)     выразительность

5.     Какой вид анализа произведения следует использовать при работе с произведением Н.Н. Носова «Фантазеры»?

1)     стилистический

2)     проблемный

3)     анализ развития действия

4)     анализ художественных образов

6.     В каком из перечисленных методов обучения грамоте единицей чтения является звук?

1)     буквослагательный

2)     звуковой

3)     побуквенный

4)     слуховой

5)     слоговой

7.     Укажите, у какого глагола неверно определено спряжение?

1)     видеть – 1 спр.

2)     греть – 1 спр.

3)     жить – 1 спр.

4)     лепить – 2 спр.

8.     Определите слово, в котором букв больше, чем звуков:

1)     альбом

2)     маяк

3)     стол

Открытые задания:

9.     Чем отличается предмет школьный «русский язык» от науки о языке?

10. Как определить, является ли ребенок левшой?

11. Надо ли исправлять ошибки, которые допускает ребенок при чтении?

12. В чем заключается и как реализуется сегодня при обучении детей грамоте звуковой аналитико-синтетический метод?

 

Вариант 2.

Закрытые задания.

1.     Определите, сколько букв и звуков в слове «Её»?

1)     2 буквы и 4 звука

2)     2 буквы и 3 звука

3)     2 буквы и 2 звука

2.     Найдите слово, в котором приставка как в слове похолодало, корень как в слове известный, суффикс как в слове заморозки, окончание как в слове принесла.

1)     известка

2)     известила

3)     повестка

3.     Что является высшим уровнем языка?

1)     фонетика

2)     лексика

3)     морфология

4)     синтаксис

4.     Какой метод обучения письму используется при «письме с секретом»?

1)     копировальный

2)     линейный

3)     генетический

4)     тактический

5)     Карстера

5.     Какой способ чтения является непродуктивным?

1)     побуквенное

2)     слоговое

3)     целыми словами

4)     группами слов

5)     динамическое чтение

6.     Какой вид анализа произведения следует использовать при работе с произведением Л.Н. Толстого «Лев и собачка»?

1)     стилистический

2)     проблемный

3)     анализ художественных образов

4)     анализ развития действия

7.     Выберите предложение с однородными сказуемыми.

1)     Жаворонки, овсянки и скворцы встречали утро звонкой песней.

2)     Весной птицы строят гнезда и выводят птенцов

3)     Теплое весеннее солнышко посылает на землю пучки своих лучей.

8.     Выберите слово, в котором нужно проверять безударную гласную в корне:

1)     летели

2)     летчик

3)     походка

 

 

Открытые задания

9.     Когда нельзя проводить работу по развитию речи детей на уроках чтения и почему?

10. Какие программы по литературному чтению существуют в начальной школе?

11. На какие группы делятся документы, регламентирующие процесс обучения русскому языку в начальной школе?

12. Зачем школьникам изучать фонетику?

 


Вопросы к курсовому экзамену по методике русского языка

 

1.   Сущность методики русского языка как науки (предмет, задачи, методологические основы современной методики /лингвистические и дидактические/. Связь с другими науками, особенности развития методики русского языка).

2.   Урок русского языка - основная форма организации обучения родному языку в начальной школе. (Формы обучения, типы уроков, их структура, система методов обучения).

3.   Анализ действующей программы по русскому языку для начальной школы. (Принципы построения, структура, содержание обучения русскому языку). Характеристика учебников. (Основные принципы расположения материала в букваре, учебниках русского языка и чтения).

4.   Лингвистические и психолого-педагогические основы современной методики обучения грамоте. Сопоставительно-критический анализ методов обучения грамоте.

5.   Методы и приёмы обучения грамоте. Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте.

6.   Обучение письму в период обучения грамоте. Формирование каллиграфического навыка. Элементы орфографии. Методы и приёмы обучения письму. Задачи, структура и содержание уроков письма.

7.   Уроки чтения и письма в период обучения грамоте, их задачи, типы, структура и содержание. Методика изучения гласных и согласных звуков. Типовой урок изучения новой буквы.

8.   Значение и задачи уроков чтения. Круг детского чтения. Принципы отбора содержания и расположения материала в книгах для чтения. Требования программы к навыку чтения младших школьников.

9.   Сущность процесса чтения, его особенности у младших школьников. Качества полноценного навыка чтения. Пути его формирования и совершенствования. Методика скорочтения.

10.             Литературоведческие и психологические основы методики чтения в начальных классах. Процесс работы над художественным произведением. Анализ содержания произведения с учётом его художественных особенностей. Литературное развитие школьников.

11.             Развитие устной речи детей на уроках чтения. Творческие работы учащихся в связи с чтением художественных произведений. Методика обучения творческим работам.

12.             Особенности методики чтения произведений разных жанров. Методика чтения и анализа научно-популярных статей.

13.             Методика чтения и анализа сказок, басен и стихотворений.

14.             Воспитательное и образовательное значение уроков внеклассного чтения. Структура и содержание уроков на каждом этапе обучения.

15.             Место и роль грамматики в системе начального обучения русскому языку. Взаимосвязь грамматики, правописания и развития речи. Урок грамматики.

16.             Формирование у детей грамматических понятий. Методика работы над грамматическими понятиями и терминами.

17.             Грамматический разбор в начальных классах.

18.             Методика изучения основ фонетики и графики.

19.             Методика изучения состава слова в начальных классах. Развитие речи в связи с изучением темы.

20.             Методика изучения частей речи. Система изучения имён существительных в начальных классах. Развитие речи в связи с изучением темы.

21.             Система изучения имён прилагательных в начальной школе. Развитие речи в связи с изучением темы.

22.             Система работы над глаголом и местоимением в начальной школе. Развитие речи.

23.             Формирование синтаксического строя речи у младших школьников. Работа над словосочетаниями и предложениями, её значение, задачи и место в системе обучения русскому языку. Ознакомление младших школьников с пунктуацией.

24.             Формирование орфографического навыка. Роль фонетических и грамматических знаний в усвоении орфографического правила. Методика работы над орфографическим правилом. Развитие орфографической зоркости.

25.             Методика работы над связной речью учащихся. Роль устных пересказов и письменных изложений в развитии связной речи. Взаимовлияние этих двух видов работ. Виды пересказов и изложений, методика их проведения.

26.             Связная речь. Устные рассказы и письменные сочинения. Их роль в развитии связной речи. Методика обучения сочинениям. Речевые ошибки младших школьников и пути их устранения.

27.             Внеклассная работа по русскому языку и чтению. Её значение, задачи, содержание, формы организации.

28.             Проверка знаний, умений и навыков по русскому языку (значение, виды, нормы оценок, нетрадиционные виды проверки).

29.             Система работы над формированием навыка правописания безударных гласных (в корне, приставке, суффиксе и окончании).

30.             Многовариативность систем и технологий обучения в начальной школе. Самостоятельность учителя в их выборе. Разнообразие учебных пособий по русскому языку (обучение грамоте, чтение, русский язык) в современной начальной школе.